Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом

Обучающиеся с ТНР представляют собой в соответствии с современной нормативно-правовой базой широкую группу обучающихся первичной речевой патологией. Согласно ФГОС, данные обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием.

При организации дистанционного образования и, в частности, коррекционных мероприятий и программы коррекционной работы, поддерживающих процесс освоения содержания АООП, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет их особых образовательных потребностей.

Наряду с недоразвитием языковых средств особого учета при организации дистанционного обучения требуют особенности внеречевой сферы данных обучающихся (особенности психических процессов, общего и речевого поведения).

Так, должны быть учтены трудности данных обучающихся при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.

Использование возможностей дистанционного обучения позволяет учителю-логопеду учесть индивидуальный темп работы над заданиями данных обучающихся, предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.

В организации дистанционной работы учителя-логопеда можно выделить три основных проблемных зоны:

  1. Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
  2. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?
  3. Как правильно оформить документальное подтверждение работы, соблюдая законодательство?

 

  1. Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы.

В организации занятий с ребенком в дистанционном формате необходимо выделить рекомендации, касающиеся подготовки рабочего места ребенка и логопеда, технические требования к организации обучения, формы предъявления материала. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка). При этом дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы. Помимо этого, педагог может предложить родителям рекомендации по организации выполнения упражнений вне занятия, с описанием средств контроля правильности выполнения задания.

Структура занятия в дистанционном режиме может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.

Для дистанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка, а также обеспечение необходимой смены вида деятельности для отдыха и активизации внимания. Видеосвязь с учителем-логопедом наиболее важна при реализации коррекционных задач, также для этих целей необходимы наиболее подробно расписанные средства контроля правильности выполнения заданий. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей. Реализация такого принципа построения дистанционных занятий позволяет широко варьировать продолжительность занятий, используя перерывы между частями занятия и определяя обязательную длительность только коррекционной части. При этом длительность работы с видеооборудованием должна быть ограничена в соответствии с требованиями СанПиН.

Современные инструменты дистанционного образования позволяют организовывать как индивидуальные, так и групповые (подгрупповые) формы работы.

Групповые дистанционные занятия сложны как для детей, так и для педагогов. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций педагогов в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета педагога. Для части детей участие в групповом дистанционном уроке может быть возможно только в присутствии родителей.

Однако у группового занятия, как и у любого другого, есть свои положительные моменты. С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно многим участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени); можно создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой – возможность дозированно участвовать в уроке очень привлекательна. Педагог может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста (помаши группе), подражанию (помаши руками с нами вместе, сделай, как мы) и другим, доступным ребенку формам коммуникации. То есть, приоритетной задачей группового занятия (урока) с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания (материала) или организация групповой коммуникации.

Индивидуальное занятие дает педагогу больше возможностей для собственно коррекционной работы. Вместе с тем индивидуальное занятие требует от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Именно ресурс непосредственной работы с экраном, с компьютером регулирует СанПиН. То есть большинство времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога.  Все виды активности, которые такого контакта не требуют (дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха) – не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов. Основными способами являются аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации. Те фрагменты, которые ребенок может выполнять в дистанционных системах обучения (где контроль правильности выполняет компьютер), могут быть разделены перерывом во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.

  1. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей

Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка, удерживать его в рамках занятия, обеспечить присутствие ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения, особенно на начальных его этапах.

  1. Как правильно оформить документальное подтверждение работы, соблюдая законодательство

На текущий момент отсутствуют единые требования к педагогам, позволяющие определить перечень документов, которые ведет педагог в процессе реализации дистанционного образования. В числе вариантов – планирование работы в соответствии с расписанием, описание форм работы, в части образовательных организаций – записи видеоподключений. И если требования к документам, касающимся планирования работы самого педагога, являются обоснованными со стороны школы, то требования к записи видеоподключений и записи занятий требуют обязательного письменного согласия родителей ребенка. В том случае, если родители не дают письменного согласия записи дистанционных занятий, отсутствие данных записей не может быть основанием для признания дистанционного занятия непроведенным. При этом справедливым является требование администрации предоставить другие подтверждения работы педагога, такие как отчет используемой платформы о проведенном вебинаре и т.д. Формы контроля дистанционных занятий разрабатываются администрацией с учетом мнения педагогов и актуальной нормативно-правовой базы и подписываются каждым педагогом образовательной организации.

Важной спецификой дистанционной формы обучения является большой объем вспомогательных дидактических материалов, необходимый для эффективного обучения, а также грамотное их размещение в системах дистанционного обучения. На наш взгляд, это время должно быть заложено в планирование работы педагога.