Роль консультационных пунктов в работе с родителями.

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

         Не оспаривая этого утверждения, все понимают, что ОУ не только не в праве устранится от процесса воспитания, но и все больше отвечает за него, во всяком случае, спрос по всем направлениям с ОУ возрастает.

Формы и методы работы школы с семьей разнообразны. Многие из них предполагают активное участие родителей в жизни школы, организации всего учебно-воспитательного процесса. Тематические родительские собрания, встречи с приглашенными специалистами разных структур позволяют повышать знания  и педагогическую компетентность родителей. Вопрос в том,  может ли школа сегодня ограничиться такими формами работы и почивать на лаврах?

Социальная недостаточность многих семей сегодня обусловлена причинами объективного характера, поэтому родители и семьи нуждаются в поддержке. Очевидно, что многие проблемные вопросы, возникающие трудности большинство родителей не готовы вынести на коллективное обсуждение даже на родительское собрание класса. Именно для решения таких проблем большое значение имеет организация работы, а не номинальное существование консультационных пунктов в школах.

Задачи, которые помогает решать консультационный пункт (для родителей)

  • повышение психологической и правовой культуры родителей в сфере межличностных, семейных, родительских отношений;
  • содействие в преодолении конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений;
  • повышение мотивации обучения;
  • преодоление сложных жизненных ситуаций семьи;
  • успешная социализация всех обучающихся.

 

Прием всех участников учебно-воспитательного процесса в Консультационном пункте школы ведется по установленному графику директором школы, всеми заместителя директора, психологом, социальным педагогом. Время для консультаций выбрано с учетом циклограммы специалистов и временем работы большинства родителей.

Тематика обращений по учебным годам повторяется. С изменениями в Уставе школы, итоговой аттестации, режиме работы и т.д. преобладают те или иные вопросы. При этом основными вопросами в обращениях являются:

От родителей:

  • знакомство с нормативными документами ОУ, Законами, регламентирующим процессы воспитания и образования;
  • организация итоговой аттестации;
  • формирование профильных классов;
  • комплектование классов;
  • организация зачетной системы;
  • успеваемость учащихся;
  • конфликты между учащимися;
  • занятость детей в каникулярное время;
  • организация летнего отдыха;
  • трудности в обучении (низкая успеваемость, низкая мотивация);
  • страхи;
  • профессиональная направленность ребенка;
  • трудности в воспитании детей;
  • низкая самооценка;
  • замкнутость ребенка, молчаливые, лживые дети;
  • трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями;
  • развитие познавательной сферы детей;
  • правополушарный ребенок, работа с ним;
  • взаимоотношения в семье;
  • суицидальное поведение;
  • знакомство с результатами диагностики.

Круг проблем, с которыми обращаются родители на консультации очень разнообразный.

         Анализ тематики обращений позволяет своевременно корректировать планы, вносить изменения в различные сферы деятельности школы, выделить вопросы, которые требуют незамедлительного решения или, наоборот, внесение перспективных изменений.

Принципы работы консультационного пункта:

  • доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность - включение в работу по вопросу обращения на самых ранних стадиях необходимых специалистов;
  • индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность обращений;
  • оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности.

Реализации этих принципов требует тесного взаимодействия между всеми сотрудниками школы. Это практически всегда удается в отношении детей с девиантным поведением, так как они на всестороннем контроле. Мы работаем над тем, чтобы по всем обращениям помощь была комплексной. Если это удается реализовать, то результат радует и тех, кто обратился, и тех, кто оказал помощь.

     На сегодняшний день деятельность школы без консультационного пункта представить трудно, это востребованная форма работы и ее нужно продолжать.