Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения детей с  инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Учащиеся с ОВЗ (на начало 2020-2021 учебного года)

Всего детей с ОВЗ

Из них:

Тяжёлые наруше-ния речи

Слабовидящие

Расстройство аутистического спектра

ЗПР

НОДА

Слабослышищие

Норма развития

58

9

4

7

33

2

2

1

59 учащихся обучаются по адаптированным образовательным программам.

Учащиеся с инвалидностью

Всего по школе

Инвалиды с ОВЗ

Инвалиды

9

3

6

1. В МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» имеются оборудованные учебные кабинеты, библиотеки, спортивные и хореографические залы, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На основании приказа Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска с 1 сентября 2020 года в школе открыт автономный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра. Для учебного процесса оборудован класс и комната для психологической разгрузки учащихся (сенсорная комната). Школа получила оборудование, учебные пособия и специальные приспособления для организации обучения и отдыха детей с расстройством аутистического спектра: специальные индивидуальные учебные парты, карточки «ПЭКС», маты детские, кресла-пуфики, модульный ковровый набор, тактильная панель акустическая, антистрессовый гелевый лабиринт, сенсорные мешки, утяжелительная подушка, шумовой набор, игры для развития (конструкторы, цифры и знаки, для моторики, изучения объема, тактильные наборы),  сухой бассейн, стол для рисования песком, тактильная дорожка, маты, проектор Меркурий с фотопроекционными дисками, мягкий игровой модуль, батут.

Школа подготовила кадры для работы на данном классе. Специалисты (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) прошли курсовую подготовку по программе «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройством аутистического спектра». Педагоги школы занимаются самообразованием: знакомятся с опытом работы ресурсных классов нашего округа, самостоятельно изучают педагогические технологии.

В школе имеется следующее специальное оборудование для учащихся с ОВЗ и инвалидов:

- поручни в туалетных комнатах для мальчиков и девочек на 1 этаже;

- специальные раковины с поручнями.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации в настоящее время созданы специальные условия:

  • Разработаны адаптированные образовательные программы для:

- учащихся с задержкой психического развития,

- учащихся с тяжёлыми нарушениями речи,

- учащихся с расстройством аутистического спектра,

- слабовидящих учащихся,

- слабослышащих учащихся,

- учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • В образовательном учреждении реализуются организационные формы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: обучение в образовательном учреждении в классе.
  • Созданы условия для проведения групповых и индивидуальных занятий для лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении оборудованы учебные кабинеты с зонами отдыха для обучающихся с ОВЗ. Имеются кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога,  педагога-психолога и социального педагога.
  • Педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
  • Использование в работе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

- О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. 1 класс.

- Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Живой мир. Рабочая тетрадь. 1 класс.

- Т.А. Куликовская. Логопедические скороговорки и считалки.

  • По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются специальные учебники.
  •  
  • Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ:

          Логопедические компьютерные диски, программы:

- Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».

- Логопедические упражнения. Рекомендации. Развивающие занятия.

- Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.

- Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей.

- Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс.

- Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс.

  • Использование презентаций учителем-логопедом,  педагогом-психологом, дефектологом и учителями во время уроков и занятий.
  • По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются ПК для обучения в постоянное пользование.
  • На уроках и во внеурочной деятельности при работе на ПК детям с ОВЗ и инвалидам по необходимости оказывается ассистентом техническая помощь.
  • Оказание психологической и консультационной помощи учащимся с ОВЗ

 Педагог-психолог проводит:

- коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций.

- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ.

- консультирование педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ.

Учитель-дефектолог проводит:

- коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности;

- формирование алгоритмов учебной деятельности;

- развитие вербально-логического компонента;

- помощь в овладении адаптированной образовательной программы.

Учитель-логопед проводит:

- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ, которые направлены на развитие речи;

- консультации для родителей по вопросам развития речи детей с ОВЗ.

Формы работы с учащимися с ОВЗ:

- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.

- Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.

- Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

- При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

2. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Организация специальных условий для получения образования детей с ОВЗ и инвалидов

  • Все учащиеся обеспечены учебниками и учебными пособиями, есть книги для чтения, хрестоматии;
  • наглядные плоскостные пособия (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные пособия (гербарии, муляжи, макеты, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
  • тренажеры и спортивное оборудование;
  • методические материалы и оборудование для работы педагога-психолога и учителя-логопеда (цветовой тест Люшера; тест Тулуз-Пьерона; методический материал для коррекция письменной речи обучающихся и пр.);
  • учебное оборудование и методические пособия:

- интерактивная доска с проектором;

- мультимедийные проекторы;

- интерактивное оборудование;

- компьютерное оборудование;

- мультимедийное обеспечение;

- комплект оборудования по учебным предметам;

- комплекты наглядных средств обучения.

  • стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.);
  • библиотека общая для всей школы.

Педагоги, прошедшие профессиональную подготовку для организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специалисты сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог).

3. В здание школы обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Перед входом в школу имеется звонок вызова помощника (охранника).

В рамках окружной программы выполнено:

  • оборудован пандус у входной группы в здание образовательного учреждения;
  • расширены дверные проемы, оборудована беспороговая система дверей;
  • оборудованы санитарные узлы для маломобильных групп учащихся;
  • есть лифт;
  • информационные наклейки предупреждающие или оповещающие;
  • контрастная лента для маркировки дверных проемов и ступеней;
  • противоскользящая контрастная полоса на ступенях лестницы.

4. Условия организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Питание учащихся осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 8, 34, 37, 41, 79),
  • СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,
  • постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 г. № 900 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»;
  • законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (статья 6 «Обеспечение питанием обучающихся»),
  • законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2016 № 4-оз «О регулировании отдельных отношений в сфере организации питания обеспечения питанием обучающихся в государственных образовательных организациях, частных профессиональных образовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
  • постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.03.2016 № 59-н «Об обеспечении питанием обучающихся в образовательных организациях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
  • приказом Департамента образования Администрации города от 12.10.2018 года № 746 «Об организации работы общеобразовательных организаций по созданию необходимых условий для организации питания обучающихся»,
  • на основании протокола Управляющего совета МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.».

Бесплатное двухразовое питание носит заявительный характер и  предоставляется  льготным категориям обучающихся к которым относятся:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  • Дети из многодетных семей (удостоверение).
  • Дети из малоимущих семей (соц. защита).
  • Дети инвалиды (справка МСЭ).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по очной форме в общеобразовательных организациях (ТПМПК-заключение: учащиеся с ОВЗ).

5. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе. В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе. Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

В школе установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная звуковая сигнализация;

- таблички и указатели с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
- система видеонаблюдения.

Основные направления охраны здоровья:

- организация питания учащихся;

- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, наркотических средств и психотропных веществ;

- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьный фельдшер и медицинская сестра. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю.Г.» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Все работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.

В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.

Отопление, вентиляция, освещение в Учреждении функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям.  Учебная мебель в классах соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, расставка соответствует росто-возрастными особенностями учащихся.

6. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

7. Электронные образовательные ресурсы.

Список видеокассет и электронных пособий для учащихся с 1 по 11 класс можно скачать ниже.

ЭОР для 1 класса:

  • Иванов С.В. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Рудницкая В.Н. Математика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Музыка. Фонохрестоматия.
  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.
  • Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Электронное приложение к учебнику.
  • Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.

ЭОР для 2 класса:

  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Усачёва. В.О. Музыка. Фонохрестоматия.
  • Пахомова. Н.Ю.  Проектная деятельность. Раздаточный материал. 3 кл.
  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику
  • Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Электронное приложение к учебнику.
  • Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.

ЭОР для 3 класса:

  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику
  • Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Электронное приложение к учебнику.
  • Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.

ЭОР для 4 класса:

  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Электронное приложение к учебнику
  • Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику.
  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Электронное приложение к учебнику.
  • Роговцева, Н. И. Технология. Электронное приложение к учебнику.

ЭОР для 1-4 класса:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Словарь-справочник «Книгочей». Электронное образовательное пособие 1-4 кл.

8. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:

  • мультимедийные комплексы,
  • интерактивная доска,
  • сенсорная комната,
  • карточки «ПЭКС»,
  • конструктор рабочей программы для школьных логопедов,
  • программа для создания пособий и дидактических игр,
  • конструктор индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ,
  • игры на внимание, память, логику,
  • калейдоскоп букв (дидактические игры для запоминания букв),
  • читай-пиши без ошибок (дидактические игры для коррекции трудностей чтения и письма),
  • игры для активизации речи детей с ТНР,
  • 3 в 1: обучение чтению,
  • занимательная фонематика,
  • развивающие комплексы и тренажёры,
  • линейки для развития моторики,
  • наглядность для изучения объема,
  • тактильные наборы цифр, букв, геометрических фигур.

Предлагаем ознакомиться с видеороликом "Предупреждение и коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии несовершеннолетних" >>>

Список видеокассет и электронных пособий смотрите в прикрепленном ниже файле

 

Скачать: