Инклюзивное образование

Условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Учащиеся с ОВЗ: 
 

Всего детей с ОВЗ

Из них:

Из них:

инвалиды

ОВЗ

Нарушение речи

Нарушение зрения

ОДА

Расстройство аутистического спектра

ЗПР

25

3

3

1

1

8

9

14 учащихся обучаются по адаптированным образовательным программам:

  • ЗПР - 8 человек
  • РАС - 1 человек
  • ТНР - 3 человека
  • Слабовидящие - 2 человека

Учащиеся инвалиды:

Всего по школе

Инвалиды с ОВЗ

11

3

 
 
1. В МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» имеются оборудованные учебные кабинеты, библиотеки, спортивные залы, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 
 
В школе имеется следующее специальное оборудование для учащихся с ОВЗ и инвалидов:
- поручни в туалетных комнатах для мальчиков и девочек на 1 этаже;
- специальные раковины с поручнями.
 
В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации в настоящее время созданы специальные условия:
Разработаны адаптированные образовательные программы для учащихся с задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи, расстройством аутистического спектра.
В образовательном учреждении реализуются организационные формы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: обучение в образовательном учреждении в классе.
Созданы условия для проведения групповых и индивидуальных занятий для лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении оборудованы учебные кабинеты с зонами отдыха для обучающихся с ОВЗ. Имеются кабинеты учителя-логопеда, кабинеты педагога-психолога и социального педагога. 
Педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Использование в работе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
    - О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. 1 класс.
    - Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Живой мир. Рабочая тетрадь. 1 класс.
    - Т.А. Куликовская. Логопедические скороговорки и считалки.
По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются специальные учебники.
Учащийся инвалид в 2017-2018 учебном году обеспечен вторым комплектом учебников.
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ:
          Логопедические компьютерные диски, программы:
- Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
- Логопедические упражнения. Рекомендации. Развивающие занятия.
- Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.
- Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс.
Использование презентаций учителем-логопедом,  педагогом-психологом, дефектологом и учителями во время уроков и занятий.
По запросу родителей (законных представителей) учащимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются ПК для обучения в постоянное пользование.
На уроках и во внеурочной деятельности при работе на ПК детям с ОВЗ и инвалидам по необходимости оказывается ассистентом техническая помощь.
Оказание психологической и консультационной помощи учащимся с ОВЗ
 
 Педагог-психолог проводит: 
- коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций.
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ. 
- консультирование педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ.
 
Учитель-логопед и дефектолог проводит:
- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ, которые направлены на развитие речи;
- консультации для родителей по вопросам развития речи детей с ОВЗ.
 
Формы работы с учащимися с ОВЗ: 
- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками. 
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения. 
- Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество. 
- При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. 
 
2. В здание школы обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Перед входом в школу имеется звонок вызова помощника (охранника).
В рамках окружной программы выполнено:
оборудован пандус у входной группы в здание образовательного учреждения;
расширены дверные проемы, оборудована беспороговая система дверей;
оборудованы санитарные узлы для маломобильных групп учащихся;
есть лифт.
 
В рамках реализации муниципальной программы «Доступная среда в городе Ханты-Мансийске на 2014-2018 годы», образовательным учреждением приобретено следующее оборудование:
- информационные наклейки предупреждающие или оповещающие;
- контрастная лента для маркировки дверных проемов и ступеней;
- противоскользящая контрастная полоса на ступенях лестницы.
 
Организация специальных условий для получения образования детей с ОВЗ и инвалидов:
Педагоги, прошедшие профессиональную подготовку для организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью.
Специалисты сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог)
Методические материалы и оборудование для работы педагога-психолога и учителя-логопеда (цветовой тест Люшера; тест Тулуз-Пьерона; методический материал для коррекция письменной речи обучающихся и пр.)
Учебное оборудование и методические пособия:
- интерактивная доска с проектором;
- мультимедийные проекторы;
- интерактивное оборудование;
- компьютерное оборудование;
- мультимедийное обеспечение;
- комплект оборудования для начальной школы по учебным предметам;
- комплекты наглядных средств обучения.
Стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.)
Библиотека общая для всей школы.
 
3. Условия организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Питание учащихся осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 8, 34, 37, 41, 79), СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (статья 6 «Обеспечение питанием обучающихся»), законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2016 № 4-оз «О регулировании отдельных отношений в сфере организации питания обеспечения питанием обучающихся в государственных образовательных организациях, частных профессиональных образовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, закона ХМАО – Югры от 30.01.2016г. №4-оз «О регулировании отдельных отношений в сфере организации обеспечения питанием обучающихся в государственных образовательных организациях, муниципальных образовательных организациях, частных образовательных организациях, расположенных в ХМАО - Югре»,  постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.03.2016 № 59-н «Об обеспечении питанием обучающихся в образовательных организациях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Постановлением Администрации города от 01.09.2017 года № 823 «Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Ханты-Мансийска и Порядка распределения средств бюджета автономного округа, бюджета города Ханты-Мансийска, родительской платы и иных источников на организацию питания обучающихся»; приказом МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г. № 543 «Об обеспечении бесплатным питанием (обеды) учащихся особых категорий обучающихся в школе №1» от 01.09.2017 года.
 
Организация питания обеспечивается совместно с Комбинатом Школьного питания. Питание носит заявительный характер. На основании заявления одного из родителей (законных представителей), в котором указывается период, на который обучающийся должен быть обеспечен питанием.
 
Финансовое обеспечение одноразового питания обучающихся осуществляется за счет:
Средств бюджета ХМАО-Югры (частичная оплата одноразового питания учащихся, составляет 44 рубля в день);
Местного бюджета (содержание комбинатов питания); 
Родительская плата за школьное питание составит 35,00 рублей  в день на завтрак для всех детей с 1-11 класс (устанавливается локальным актом общеобразовательной организации).
иные, не запрещенные законом источники.
Бесплатное двухразовое питание также носит заявительный характер предоставляется  льготным категориям обучающихся к которым относятся:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 
Дети из многодетных семей (удостоверение).
Дети из малоимущих семей (соц. защита).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по очной форме в общеобразовательных организациях (ТПМПК-заключение: учащиеся с ОВЗ).
 
4. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе. Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
В школе установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная звуковая сигнализация;
- таблички и указатели с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
- система видеонаблюдения.
Основные направления охраны здоровья:
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
 
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьный фельдшер и медицинская сестра. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю.Г.» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Все работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.
В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Отопление, вентиляция, освещение в Учреждении функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям.  Учебная мебель в классах соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, расставка соответствует росто-возрастными особенностями учащихся.
 
5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. 
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски. 
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы для НОО:
1 класс:
Иванов С.В. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
Рудницкая В.Н. Математика. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
Музыка. Фонохрестоматия.
2 класс:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.
Усачёва. В.О. Музыка. Фонохрестоматия.
Пахомова. Н.Ю.  Проектная деятельность. Раздаточный материал. 3 кл.
1-4 класс:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Словарь-справочник «Книгочей». Электронное образовательное пособие 1-4 кл.

 

Список видеокассет и электронныъх пособий смотрите в прикрепленном ниже файле